Правильно организованное учебное место ребёнка очень важно для его правильного умственного и физического развития. Многие родители недооценивают значимость домашнего рабочего уголка для школьника, но именно от него во многом зависят:
- успеваемость ребёнка;
- его состояние здоровья;
- психоэмоциональное состояние школьника.
В первую очередь на уровень успеваемости влияет состояние здоровья ребёнка. Для освоения современной школьной программы уже шестилетнему малышу необходимо ежедневно находиться в сидячем положении на протяжении 4–5 уроков, а после этого несколько часов тратить на выполнение домашних заданий. Это довольно большая нагрузка на его неокрепший позвоночник. Только привычка сидеть правильно, выработанная в детстве, поможет школьнику, а в будущем студенту, сохранить правильную осанку, а это значит, иметь возможность в течение длительного времени поддерживать высокий уровень внимания и работоспособности.
Основа детского рабочего места – правильно подобранные стол и стул. Самое главное в них – высота изделий. Стандарты высоты детских столов и стульев разработаны и утверждены педиатрами и зависят от роста ребёнка. Правильность такого подхода имеет научную основу и доказана клинически. На рисунке 1 наглядно представлена градация соответствия высоты стола и стула росту ребёнка.
Дети растут быстро. Конечно, родителям накладно было бы часто покупать им мебель. Чтобы избежать лишних затрат, были созданы регулируемые кресла и столы-трансформеры. Возможность установки их высоты на необходимый уровень помогает точно подстраивать её под быстро изменяющийся рост ребёнка.
Одно из самых практичных решений – покупка полностью регулируемого кресла. При этом пятикласснику вполне подойдёт стол, рассчитанный на подростка-выпускника. Вопрос с высотой стула и расстоянием от сидения до пола легко решается при помощи подставки под ножки ребёнка.
При оборудовании детского рабочего места учтите, что освещение – фактор, влияющий на здоровье глаз ребёнка, уровень его утомляемости, психоэмоциональное состояние. Источник света для правши должен быть слева, для левши – справа. Недопустимо, чтобы рабочий уголок был расположен в тёмном месте. Это приводит к снижению работоспособности ребёнка, ухудшению его настроения и даже возникновению подавленного состояния, поэтому лучше размещайте стол возле окна.
Обстановка вокруг рабочего места также играет немаловажную роль. Маленькая зона, отделённая перегородками, будет создавать давящее ощущение закрытого пространства, где ребёнок может чувствовать себя угнетённым. В то же время расположение рядом предметов-провокаторов (игрушек или спортивных снарядов) отвлекает внимание школьника, мешает ему сконцентрироваться на выполнении домашних заданий. Штора пастельных тонов, условно разделяющая игровую и рабочую зоны, может стать хорошим решением этого вопроса.
Умение поддерживать порядок и управлять собственным временем, воспитанное с детства, – золотой навык в буквальном смысле этого слова. Научите ребёнка правильно распоряжаться своим временем, и он поймёт, как стать успешным. Порядок на столе – это первый шаг к грамотному самоуправлению. Главный принцип порядка – всему своё место. Определите правильное место для подставки под учебники, установите канцелярский набор, настольную лампу, обязательно поставьте часы. Помните, установка “не встанешь из-за стола до тех пор, пока не сделаешь уроки” примитивна и как минимум неразумна. Этим Вы сможете добиться только безрезультатного сидения над учебниками, отвращения от учебного процесса и даже навредить здоровью своего ребёнка. Регулярные перерывы на 10 минут каждый час позволят вашему школьнику эффективно переключаться с одного вида деятельности на другой, часто вставать, снимая нагрузку с позвоночника. Очень полезны также проветривание помещения и подвижная разминка.
Рисунок 2 – ориентировочная схема организации рабочего пространства ребёнка. Используйте её, чтобы создать своим детям их первые идеальные рабочие места. Организуйте грамотно рабочее пространство для своего ребёнка, и он будет радовать вас своими успехами.